- ОДА
О́ДА (от греч. ōdē песня), жанр лирической поэзии. В античности слово «О.» сначала не имело терминологического значения, затем стало обозначать преимущественно написанную строфами лирическую хоровую песню торжественного, приподнятого, морализирующего характера (особенно песни Пиндара). В эпоху Возрождения и барокко (XVIXVII вв.) слово применялось преимущественно к патетической высокой лирике, ориентирующейся на античные образцы (Пиндара, Горация) и написанной строфическими стихами (П. Ронсар, Г. Кьябрера, Дж. Драйден). В поэзии классицизма (XVIIXVIII вв.) О. ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами (прославление бога, отечества, жизненной мудрости и пр.), приемами («тихий» или «стремительный» приступ, наличие отступлений, дозволенный «лирический беспорядок») и видами (О. духовные, торжественные «пиндарические», нравоучительные «горацианские», любовные «анакреонтические»); классики жанра Ф. Малерб, Вольтер, Ж. Б. Руссо, Э. Лебрен, в России М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков (соответственно: «восторженный» и «ясный» типы О.). В эпоху предромантизма (кон. XVIII в.) жанровые признаки О. расшатываются (Г. Р. Державин и др.). В XIXXX вв. жанровая система в лирике размывается (уже О. романтиков Дж. Китса, В. Гюго, А. Мандзони и др. лишены канонических жанровых примет) и понятие «О.» употребляется часто лишь в переносном значении («Ода революции» В. В. Маяковского).
М. Л. Гаспаров.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.